Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Необычная техника написания, интересный замысел художника, неизгладимое впечатление, которое производит картина, - все это восхищает вдумчивого зрителя. А еще за многими картинами стоят любопытные истории создания. Некоторые из них – в рубрике «Арт-мозаика».
Живописные портреты, дошедшие до нас сквозь века, заставляют задуматься, что это за люди, реальны ли они, как сложилась их судьба? На картине Ореста Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена десятилетняя Анна-Мария Фалькуччи, дочка натурщицы. Художник сильно привязался к ней. У девочки было слабое здоровье, росла она в крайней бедности. Мастер взялся опекать Анну-Марию, устроил в школу при монастыре. Это было в 1819 году. Через много лет он вернулся в Италию и обвенчался с Мариуччей.
Портрет «Девочка с персиками» написан художником Валентином Серовым. Девочка на портрете - Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. О том, что Валентин Серов работал медленно, хорошо знали его близкие. И когда художник задумал написать портрет 11-летней Веры, он натолкнулся на категорический протест будущей модели, ведь девочка отличалась на редкость непоседливым характером. Верочка упрямилась, и Серову ничего не оставалось, как согласиться на ее условия: после каждого сеанса кататься с ней на лошадях. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в XIX веке было делом необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник - в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.
Самым «сказочным» художником в истории русской живописи считается Виктор Васнецов — именно его кисти принадлежат такие известные работы, как «Богатыри», «Витязь на распутье» и многие другие. Но самое любимое произведение автора – картина «Аленушка». За основу взята сказка «О сестрице Аленушке и братце Иванушке». Воссоздавая известный всем сюжет, Васнецов стремился сделать эту сказочную героиню живой, близкой и понятной. Правда, задумывалась она как «Дурочка Аленушка», писалось с юродивой крестьянской девушки и не имело отношения к сказке. «Аленушка, — рассказывал впоследствии сам художник, — как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Одной из самых известных картин из собрания знаменитой Третьяковской галереи стала работа Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Эта картина известна всем маленьким сладкоежкам, ведь ее фрагмент украшает обертку конфет «Мишка косолапый». Но это не единственный секрет картины. Мы привыкли считать ее автором пейзажиста Ивана Шишкина, но он изобразил только то, что получалось у него лучше всего – загадочный утренний лес. А вот всем полюбившихся мишек дорисовал лучший друг Шишкина, художник Константин Савицкий. А на конфетный фантик мишки попали еще в XIX веке. Знаменитую обертку придумал художник Мануил Андреев. С тех пор картина «Утро в сосновом лесу» только набирала обороты, появляясь на календарях, репродукциях, открытках.
На картине Василия Поленова «Московский дворик» легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей. Незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик». Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу - ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них. В одном из выпусков передачи «Что? Где? Когда?» знатокам представили две картины Поленова - «Бабушкин сад» и «Московский дворик» с вопросом: «Что общего в них?» Знатоки не догадались. Ответ прост - на картинах изображен один и тот же старый дворянский особняк, но с разных ракурсов. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома - дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.
Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля — это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый». Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной - мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект - создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.
Произведения искусства часто хранят в себе неизвестные увлекательные истории. За именем каждого художника - непростая жизнь, за каждым полотном - голос времени. Мы обязательно продолжим этот разговор в следующих выпусках нашей рубрики.
Категория:
Поделиться
|
|