В мире музыки время от времени, как яркие звезды на небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Совсем еще маленькие дети, они давали сольные концерты и поражали слушателей силой своего таланта. Называли этих маленьких музыкантов чудо-детьми (по-немецки - Wunderkind). Сегодня в нашей рубрике «Арт-мозаика» - рассказ о самых известных композиторах-вундеркиндах. Их имена знает весь мир, ведь из гениальных детей они превратились в крупнейших музыкантов своего времени.
Классический пример вундеркинда - юный Вольфганг Амадей Моцарт. У сына скрипача придворной капеллы с ранних лет проявился музыкальный талант. В 4 года он уже играл на клавесине, а в пять стал сам сочинять маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Его родитель, быстро разглядев способности мальчика, захотел представить его музыкальному миру как исполнителя-виртуоза. В возрасте шести-восьми лет он вместе со своей старшей сестрой Наннерль объездил всю Европу, выступая с исполнением музыки на клавире и скрипке, играя произведения других композиторов и свои собственные, импровизируя прямо на концерте на темы, данные кем-то из публики. Когда Моцарту было 12 лет, римский император Иосиф II заказал ему оперу. За несколько недель мальчик написал «Мнимую простушку».
Вундеркиндом был венгерский композитор и пианист Ференц Лист. Его первым произведением стали «Вариации на тему вальса Диабелли», которое он написал в 11 лет. А оперу «Дон Санчо, или Замок любви» поставили в театре Большой парижской оперы, несмотря на то, что автору произведения не было и 14 лет! А еще он покорял слушателей виртуозной и не по годам зрелой игрой на фортепиано, буквально производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из таких триумфов сам Бетховен подошел к юному исполнителю и поцеловал его.
Очень рано проявилось дарование у французского композитора Камиля Сен‑Санса. В два с половиной года мальчик уже подбирал простенькие мелодии на пианино. Через пару лет мог читать партитуру - разбирал оперу «Дон Жуан». Американские газеты писали про технику маленького гения: «Этот юный парижанин, которого зовут Сен-Санс, в свои десять с небольшим лет играет без нот музыку Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена и современных мастеров». Не пренебрегал он и композиторской деятельностью, а в 15 лет написал свое первое симфоническое произведение.
Юный Фредерик Шопен впервые продемонстрировал свой талант перед широкой публикой в возрасте восьми лет. Выступал он в бархатном костюме с кружевным воротничком и играл технически сложный концерт чешского композитора. После выступления мальчик не понимал, что именно вызвало такие овации. И утверждал, что всем понравился его белый кружевной воротничок. Юного гения начали часто приглашать выступать в дома аристократов. Так Фредерик Шопен попал в высшее общество, получив мировую признательность и любовь.
В XIX веке на вундеркиндов в Европе возникла мода. Детей начинали учить музыке в раннем детстве, а если видели значительные успехи, спешили выпустить «чудо-ребенка» на сцену: завоевывать популярность и, конечно, зарабатывать деньги удачливым родителям. Но эта мода не коснулась России, где музыкальное образование дети из дворянских семей получали наравне с общим, да еще одаренных детей из крестьян обучали игре на музыкальных инструментах, составляя целые оркестры из крепостных. И звучала русская песня, на которой выросли первые русские композиторы, начиная с Михаила Ивановича Глинки. Он-то и стал родоначальником русской музыки. Его уникальная гениальность проявилась очень рано, он был вундеркиндом, только в условиях дворянского быта не востребованным, как Моцарт или Лист для профессиональных выступлений перед публикой.
Вундеркиндом рос и Петр Ильич Чайковский, только без выступлений на концертах, то есть без публичной славы в детстве, зато с ранними озарениями и безошибочными ориентирами в сфере искусства. Ведь Чайковский - это Пушкин в музыке.
Гениальный композитор, пианист, дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев в возрасте пяти лет начал сочинять несложные мелодии. В девять лет он решил, что пришло время от маленьких пьес перейти к более крупным. К своей первой опере «Великан», состоявшей из трех действий, он сам придумал все сюжетные линии. Тринадцатилетний Сергей был самым юным студентом в консерватории. Забавы ради он подсчитывал количество ошибок, которые делают его сокурсники при решении музыкальных задач. Поэтому отношения со сверстниками наладить было достаточно сложно.
Мы рассказали вам про удивительных композиторов, которые перевернули мир искусства, и навсегда оставили в нем свой след. В конце XIX века афиши многих городов Европы буквально пестрели именами вундеркиндов, от которых ждали повторения чуда Моцарта, но второго Моцарта не появилось. Одаренность дается одному из тысячи, развивается у одного из миллиона, а настоящим гением становится лишь один из 10 миллионов. Знаменитый философ Дидро писал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо».
Категория:
Поделиться
|
|