Сквозь дымку времени…

Живопись долгие годы была единственным способом запечатлеть образ человека в веках. И мастерство художника играло огромную роль для тех, кто желал оставить свой след в истории. В этом выпуске «Арт-мозаики» - рассказ о гениальном портретисте, благодаря которому отечественная история второй половины 18 века стала иллюстрированной. 
Федора Степановича Рокотова называют самым таинственным из знаменитых художников эпохи Просвещения. Каким он был? Вот только несколько фактов о загадочном живописце. 
Биография Рокотова - настоящий подарок для любителей тайн. Слишком много в ней несоответствий и предположений. Взять хотя бы год рождения художника: в большинстве источников - 1736-й, но есть сведения и о 1734-м, и о 1735-м. Происхождение его также окутано тайной - говорили, будто он незаконнорожденный сын князя Петра Репнина. Большинство исследователей сходятся во мнении, что Федор Рокотов - бывший крепостной. Но это не помешало ему сделать головокружительную карьеру в Петербурге. В 29 лет он уже академик. Слава его была огромной, десятки именитых дворянских семейств выстраивались к нему в очередь. И здесь очередное несоответствие: по одним данным, несколько учеников беспрестанно дописывали портреты, тогда как сам мастер успевал лишь изобразить лицо модели. По воспоминаниям современников, в работе одновременно находилось по 40 картин. А вот другие сведения - художник работал очень тщательно, трудился над каждым холстом не меньше двух месяцев. Современники вспоминают, что Рокотов стал чуть ли не одним из первых авторов, работающих а-ля прима (за один прием). Для 18 века это почти немыслимо.
Десятки портретов знати Екатерининской эпохи, написанные Федором Рокотовым, дошли до наших дней. Это лица холодных княгинь, задумчивых, надменных стихотворцев, самодовольных графов. Истории дворянских родов Юсуповых, Воронцовых, Шуваловых известны в деталях. Тысячи архивных документов расскажут о них. И нет в этих записях ни единого упоминания о художнике, запечатлевшем знаменитые лица. Он всегда оставался «за кадром», в тени. 
Просто удивительно, что художник, написавший тысячи портретов, так и не нарисовал ни одного своего изображения. Есть версия, что все-таки существует автопортрет Рокотова – картина, на которой изображен красавец в гвардейском мундире. Но это так и остается лишь догадкой. 
Еще больше интересных подробностей появляется при реставрации портретов живописца, обнаруживаются первоначальные детали и штрихи, закрашенные впоследствии. «Портрет княжны Марии Волконской» практически полностью переписан - красавица позировала в роскошном бальном наряде, но затем ее «переодели» в легкое домашнее платье. 
Художника не привлекало богатство, за портрет он брал 50 рублей, в то время как его иностранные «коллеги» — не менее 1500-2000 рублей.
Он был знаком с выдающимися людьми своей эпохи - Михаилом Ломоносовым, Аполлоном Майковым. Рокотов - единственный русский художник, кому позировала сама императрица Екатерина. В дальнейшем она повелела и другим портретистам писать лицо ее «как у Рокотова». Как это могло случиться, что только Федор Степанович из всех русских живописцев удостоился такой чести? Еще один вопрос без ответа.
В манере Рокотова замечали что-то схожее с самим Леонардо да Винчи – та же неопределенность, мягкость, дымка. Живописец отказался от распространенного в те времена влияния стиля рококо, который требовал тщательности в изображении деталей, изысканности и пышности. Портреты его кисти – домашние, интимные, теплые. Центром внимания становится лицо человека, отражение его внутренней жизни, прочее для художника не кажется значимым.
А один из портретов был увековечен в стихотворении Николая Заболоцкого:
…Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач…

Картину называли «русской Джокондой», а Александра Струйская благодаря художнику вошла в историю. При всей романтичности образа жизнь этой женщины была вполне прозаична. Дочь пензенского дворянина, Александра Озерова вышла замуж за земляка Струйского, который прославился графоманством и открытием типографии. Красавица с портрета Рокотова рано овдовела, воспитала 10 детей, прожила 86 лет. По воспоминаниям современников, она отличалась довольно крутым нравом по отношению к крепостным крестьянам.
Так в чем же был секрет популярности художника? Искусствоведы считают, что он обладал редким даром «видеть» души своих моделей. Ему удавалось запечатлеть на портрете черты характера, кажущееся неуловимым настроение. 
Огромная конкуренция со стороны художников нового поколения, со стороны европейских живописцев, личная скромность, равнодушие заказчиков портретов стерли из истории биографию Федора Рокотова. Кажется, от нее остался ореол, дымка, намек, что-то ускользающее, как на лучших портретах автора. В ежегоднике со списками чиновных особ по всем управлениям Российской империи за 1812 год академик живописи Федор Рокотов значился «ныне живущим». Целых четыре года никто попросту не замечал, что его не стало…
Портреты кисти художника продолжают и сегодня удивлять поклонников живописи.

Категория: 

Поделиться