Великий киносказочник

В истории кинематографа не так уж много «убежденных» сказочников, и один из них - отечественный режиссер с нездешней фамилией - Александр Роу. Он вошел в историю кино как мастер, открывший миру жанр волшебной сказки. Родившись в семье ирландца и гречанки, он смог полюбить и оживить русскую сказку для миллионов детей нескольких поколений. В сегодняшнем выпуске «Арт-мозаики» мы вспоминаем великого режиссера и великого сказочника Александра Артуровича Роу, чье 115-летие со дня рождения отмечается в этом году.
У его фильмов есть какое-то особенное обаяние, притягивающее зрителей по всему миру. Впрочем, таким же обаянием обладал и сам Александр Роу, который сумел сделать сказку и из своей собственной жизни. Будущий мастер родился в 1906 году в Ивановской области. Как признается сам режиссер, в детстве он очень любил слушать волшебные истории, переносясь в мир чудес и фантазий. Любовь к сказкам прививала Роу его мать, она была замечательной рассказчицей. Маленький Саша с удовольствием слушал истории про чертей и прочую нечисть и нисколько их не боялся. Мама объяснила, что если у человека чистая совесть, то сам дьявол не причинит ему никакого зла. Эта идея потом сквозной нитью проходила через все фильмы Роу.
В десять лет Александр остался один с больной матерью, так как его отец, ирландец по происхождению, был вынужден вернуться на родину. Мальчик взял на себя заботу о семье, он торговал спичками, гребешками, был помощником священника. Шло время, будущий режиссер окончил школу, поступил в промышленно-экономический техникум, затем - в киношколу, а позже – в Московский драматический техникум имени Ермоловой.
Дебютом режиссера стал фильм «По щучьему веленью». Роу признается, что он слишком долго готовился к съемкам и, когда все было готово, зима взяла да и закончилась - снег растаял. Но режиссер не растерялся и нашел выход: вписал в сценарий фразу «Обернись, зима лютая, летом красным!». 
Это сейчас всем известно о компьютерной графике и спецэффектах. А в то время молодой режиссер произвел настоящую революцию в кинопроизводстве, сняв сказку не с анимационными или кукольными персонажами, как это происходило прежде, а с настоящими актерами - людьми и животными. Печка и ведра передвигались сами собой, гуси пятились задом, разговаривала щука.  Это было настоящим волшебством! 
С тех пор биография Роу сводилась к одному - сказки, сказки, сказки... От фильма к фильму  совершенствовалась техническая сторона работы над киносказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям.
Александр Артурович всегда отличался виртуозностью в создании своих фильмов. Во время съемок «Василисы Прекрасной» понадобился огромный Змей Горыныч. И его сделали длиной одиннадцать, а высотой - пять метров. Туда вмещалось двадцать человек, которые управляли этим зверем. Горыныч получился настолько страшным, что богатырская лошадь Иванушки боялась к нему приблизиться.
Или, например, избушка на курьих ножках из сказки «Морозко». Апартаменты Бабы-Яги приводились в движение с помощью специальных рычагов, находившихся внутри избушки. А живые пеньки? Это тоже одно из чудес волшебника Роу. Только в сказках Александра Роу ведра оживают и бегут самостоятельно домой, а печь «рассекает» средь лесных массивов. Секрет всех этих чудес состоит только в одном волшебном методе, который называется просто - обратная съемка.
Всего он снял 16 фильмов-сказок. Но особый успех выпал на долю зимней сказки «Морозко». Вышедший в 1965 году фильм получил приз «Золотой лев св. Марка» на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции. По общему признанию не только отечественных, но и зарубежных кинорежиссеров, «Морозко» оказал огромное влияние на мировой кинематограф.
А еще у Александра Артуровича было потрясающее чутье в подборе актерского «сказочного» состава. Пятнадцатилетнюю фигуристку Наталью Седых, сыгравшую трогательную Настеньку в «Морозко» и Аленушку в фильме «Огонь, вода и… медные трубы», режиссер случайно увидел по телевидению.
Светлокудрый, лучезарный Алексей Катышев, исполнивший главную роль в этом же фильме, работал на студии помощником звукооператора. Случайно заметив парня, Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки».
Запомнилась всем зрителям Анастасия Зуева в роли сказочницы, открывавшей и закрывавшей на экране сказки Роу, большой и добрый Александр Хвыля в роли снежного деда Морозко.
У Роу снимались и звезды киноэкрана - Инна Чурикова, Сергей Столяров, Михаил Пуговкин, Татьяна Пельтцер, Людмила Хитяева. 
И, конечно же, воплощение сказочного зла - Кащея и Бабы Яги в одном лице - Георгий Милляр. Начиная с первого фильма, актер и режиссер стали неразлучны, им удалось создать новый образ зла – не страшное, а комичное. За это сказочника даже ругали на худсоветах, требуя добавить в фильмы пафоса и патетики. Баба-Яга постепенно менялась, превращаясь из сказочной злодейки в старушку, измученную радикулитом и житейскими проблемами. Недаром на одном из кинофестивалей титул «Самая обаятельная нечистая сила» был присвоен Милляру самими детьми.
Александр Артурович Роу внес огромный вклад в развитие киноискусства. Его фильмы-сказки наполнены необычными героями, музыкой, чудесами… Его кино никогда не было скучным, нравоучительным - это было настоящее зрелище, волшебная страна, в какой хотелось бы жить…
Роу считал, что человек в душе всегда остается ребенком. Да и в нем самом до конца жизни присутствовала доброта и наивность маленького ребенка. «Большой ребенок», - так характеризовали Александра Роу все, кто его знал. И, наверное, только такой человек и мог создать эти фильмы, одинаково любимые и детьми, и взрослыми. Погрузить зрителей в атмосферу волшебства, заставить от души похохотать над злом и поверить в конечное торжество добра и справедливости. Одно слово - волшебник!

Категория: 

Поделиться