Леонид Гайдай – гений кинокомедии

«Он делал фильмы так, как никто не делал. 
У него был редчайший дар – эксцентрическая комедия…
Его картины отличаются от всего, что делалось в мире. 
Я аналогов не знаю абсолютно».
                                                                К. Шахназаров

Его кинокартины стали культовыми, разошлись на цитаты и вошли в списки лучших фильмов страны. «Есть Пушкин, есть Достоевский, есть Тургенев… есть Гайдай – классики», – сказал о нем актер и телеведущий Л. Каневский. 

В день празднования 100-летия со дня рождения знаменитого режиссера, сценариста, киноактёра, народного артиста в рубрике «Арт-мозаика» мы вспоминаем великого мастера, благодаря которому появились на телеэкранах легендарные Шурик, Трус, Балбес и Бывалый, а еще товарищ Саахов, Иван Васильевич, который меняет профессию, и многие другие любимые киногерои.
Он принадлежал к тому поколению, которое сразу из выпускных костюмов переоделось в военную форму, ведь школу Леонид окончил 21 июня 1941 года. Решил пойти добровольцем в армию, но из-за возраста попал туда только осенью. Сначала объезжал лошадей в Монголии, затем был отправлен на Калининский фронт. До 1943 года он служил в пешей разведке. За храбрость и отвагу был награжден медалью «За боевые заслуги». В 1944 из-за случайно задетой мины и тяжелого ранения в ногу был комиссован. Так закончились фронтовые будни Гайдая. 
В 1947 году  будущий кинематографист завершил обучение в театральной студии при Иркутском областном драматическом театре и мечтал выступать на сцене. Но поступить удалось на режиссерский факультет ВГИКа. Он стал самым успешным студентом на курсе и сталинским стипендиатом. Первая его режиссерская работа – драма «Долгий путь» – и определила его дальнейшую карьеру. Картину посмотрел знаменитый Михаил Ромм и сказал: «Вам бы, батюшка, комедии снимать». 
Но успех к Леониду Иовичу пришел не сразу. Первая его сатирическая комедия «Жених с того света» подверглась строгой цензуре: после редактирования из полнометражного фильма получилась короткометражка. И он  решил больше не снимать такие фильмы. 
Вернуться к фильмам с юмористическим сюжетом помог, конечно же, случай. Леонид прочитал в старой газете фельетон о рыбаках и снял на его основе немую кинокомедию «Пёс Барбос и необычный кросс». Картина была номинирована на Золотую Пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале в номинации «Лучший короткометражный фильм». Эта кинолента вернула Гайдаю веру в себя и раскрыла его талант.
Следующие работы принесли режиссеру еще большую славу: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» стала лидером проката 1965 года, а «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» заняли третье и четвертое места в списке самых кассовых советских фильмов – только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически всё население СССР. В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила (без учета повторного проката) около 600 млн. человек (для сравнения, у Стивена Спилберга в США зрителей было раза в полтора меньше).
В творческой копилке Леонида Гайдая всего 20 фильмов, но почти каждый из них  вошел в золотой фонд советского кинематографа. В 70-е годы он снял еще две комедии, ставшие классикой жанра – «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и «Не может быть!» (1975).
  «В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель», – говорил он и был верен своим словам. Трюки сыпали в его фильмах как из рога изобилия, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а слова и фразы уже давно живут своей собственной жизнью.
Парадоксально, но Леонида Иовича многие характеризовали как человека не слишком приветливого, унылого и скучного. Он не любил богемные тусовки, был скромным, тихим и замкнутым. Его не узнавали на улицах, хотя вся страна любила его шедевры. А еще он был суеверным человеком: перед съемками бил тарелки, любил черных кошек – верил, что они приносят удачу. Умел играть на балалайке, домре, гитаре, трубе. А еще рисовал: все зарисовки для фильмов он делал сам.
Леонид Гайдай оставил после себя творческое наследие из полюбившихся миллионам кинозрителей фильмов, которые дарят людям радость и гарантируют хорошее настроение. То, что Гайдай – гений комедии, уже никому доказывать не нужно. Время рассудило, народ так решил. Проходят года и десятилетия, сменяются поколения, а его фильмы  актуальны и любимы по сей день. Большинство из нас наверняка смотрели их бесконечное количество раз. С возрастом меняется восприятие юмора, но к этим шедеврам отношение не меняется. Каждый просмотр лишь дает возможность найти новые нюансы и наслаждаться любимыми эпизодами. 
Память о Леониде Гайдае жива, пока не забыты его фильмы. И судя по народной любви к его творчеству, это случится ещё очень нескоро.

Категория: 

Поделиться