Мастер театра

9 февраля отмечается 150 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда – театрального режиссера, актера и педагога, народного артиста РСФСР. Юбилею нашего земляка посвящён сегодняшний выпуск рубрики «Заметки краеведа».
Его настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд. 
Он родился в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Фёдоровича Мейергольда — владельца винно-водочного завода. У Карла было пять братьев и две сестры.
Увлечение родителей театром, музыкой, ранние незабываемые впечатления от балаганов, народных представлений и участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании художественных вкусов будущего режиссера. Интерес к театральному искусству окреп во время учебы во 2-й Пензенской мужской гимназии, где Мейергольд активно участвовал в любительских спектаклях. После полного курса обучения в 1895 году Карл принял православие и выбрал себе имя Всеволод – в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина, а фамилию стал писать Мейерхольд.
Решив продолжить образование, он поступил в 1896 году на юридический факультет Московского университета. Но почти сразу перешел в Театрально-музыкальное училище Московского филармонического общества, где учился в классе Немировича-Данченко.
О родном городе Всеволод Эмильевич не забывал. Здесь, в Спасском кафедральном соборе, он обвенчался с подругой детства Ольгой Мунт. А во время летних каникул 1896–1898 годов любимец пензенской публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Народного театра. 
По окончании учебы Мейерхольд поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра, на сцене которого сыграл много больших ролей в пьесах Шекспира, Толстого, Чехова. 
С 1902 года начинается его самостоятельная режиссерская деятельность. Возглавив «Товарищество новой драмы», В. Э. Мейерхольд поставил огромное количество спектаклей по классическим произведениям в новаторской манере. Режиссер экспериментировал со сценическим пространством, разными техниками и приемами, сформировал свою актерскую систему ― "биомеханику", направленную на развитие физических навыков исполнителей. Сотрудничал со К.С. Станиславским и В.Ф. Комиссаржевской.
Летом 1904-го театр гастролировал в Пензе. Это был последний приезд Всеволода Эмильевича в родной город.
После Октябрьской революции 1917 года Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра и первым из видных театральных деятелей вступил в члены РКП(б). Его участие в работе Театрального отделения Народного комиссариата просвещения сыграло ведущую роль в организации в 1921 году Государственных высших режиссерских мастерских, на базе которых вскоре появился Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Существовавший при нем театр официально был переименованный в Театр им. Вс. Мейерхольда (ТИМ), а с 1926 года стал Государственным театром им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ). 
С 1934 по 1937 годы Мейерхольдом поставлено множество спектаклей по пьесам русских и советских драматургов в ярко-зрелищной, динамически-образной форме («Лес» А.Н. Островского, «Мандат» Н.Р. Эрдмана, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Баня» В.В. Маяковского, «Список благодеяний» Ю.К. Олеши и др.). Событием театральной жизни страны стала постановка «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына с Зинаидой Райх в роли Маргерит Готье. В мастерскую Мейерхольда актриса пришла осенью 1921года и вскоре вышла замуж за режиссера, который усыновил ее детей от брака с Сергеем Есениным. 
Помимо театральной деятельности Всеволод Мейерхольд интересовался кинематографом. Он снял фильмы "Портрет Дориана Грея" и "Сильный человек", где также был занят как актер. Однако эти ленты не сохранились. Единственная возможность увидеть Всеволода Мейерхольда на экране ― это психологическая драма Якова Протазанова "Белый орел" (1928) по мотивам рассказа Леонида Андреева "Губернатор". 
После закрытия в 1938 году ГосТИМа режиссер стал работать в Государственном оперном театре им. К.С. Станиславского. К сожалению, это продолжалось недолго. 20 июня 1939 года он был арестован, а в ночь со 2 на 3 февраля 1940-го – расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве. 
26 ноября 1955 года В. Э. Мейерхольда признали незаконно репрессированным и Военной коллегией Верховного Суда ССС реабилитировали посмертно. 
Сегодня работы Мастера изучают и называют классикой. Среди многочисленных учеников Мейерхольда – актриса Мария Бабанова, актеры Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Евгений Самойлов, театральные режиссеры Николай Охлопков, Валентин Плучек, Борис Равенских, кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич и Иван Пырьев.
В конце ХХ века родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке в Москве стали музеями. В 1999 году в Пензе был установлен первый в мире памятник режиссеру на территории Центра театрального искусства "Дом Мейерхольда". Мастер, воплощенный в бронзе, будто входит в двери родного дома. А в мае 2023 года открыли интересный и необычный памятник В.Э. Мейерхольду перед входом на Новую сцену Александринского театра в Петербурге.
 Подробнее узнать о В.Э. Мейерхольде вы можете из следующих изданий:
Мейерхольд, В. Э. Статьи, письма, речи, беседы : в 2 частях / В. Э. Мейерхольд; общая редакция Б. И. Ростоцкого. – Москва : Искусство, 1968. – Текст : непосредственный.
Ч. 1 : 1891-1917. – 1968. – 350 с. 
Ч. 2 : 1917-1939. – 1968. – 642 с.
***
Вендровская, Л. Д. Встречи с Мейерхольдом : сборник воспоминаний / Л. Д. Вендровская. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1967. – 622 с. – Текст : непосредственный.
Гладков, А. К. Годы учения Всеволода Мейерхольда / А. К. Гладков. – Саратов : Приволжское книжное издательство, 1979. – 200 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Гликман, И. Д. Мейерхольд и музыкальный театр / И. Д. Гликман. -– Ленинград : Советский композитор, 1989. – 349 с. – Текст : непосредственный.
Инюшкин, Н. М. Пензенской истории причастны : историко-биографические очерки / Н. М. Инюшкин. – Пенза : Пензенская правда, 2001. – 169 с. – Текст : непосредственный.
Пензенская энциклопедия. В 2 томах. Т. 1 : А – М / главный редактор А. Ю. Казаков. – 2-е изд., уточн. и доп. – Пенза : Областной издательский центр, 2019. - 835 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Рудницкий, К. Мейерхольд / К. Рудницкий. – Москва : Искусство, 1981. – 423 с. – (Жизнь в искусстве). – Текст : непосредственный.
Савин, О. М. Пенза театральная / О. М. Савин. – Пенза : [б. и.], 2008. – 624 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. – Москва : ВТО, 1978. – 488 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Театры России. № 6. Пенза / главный редактор и автор текста О. Фоминых. – [Б. м.] : ИМЛАЙТ-Шоутехник, 2016. – 255 с. : фот. – Текст : непосредственный.
Тюстин, А. В. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. В 3томах. Том 1 : [А-Л] / А. В. Тюстин, И. С. Шишкин. – Пенза : Айсберг, 2012. 208 с. : ил. – Текст : непосредственный.
 

Категория: 

Поделиться